class="post-template-default single single-post postid-8549 single-format-standard">

Учителю на заметку

Макаренко1 апреля — день памяти Антона Семёновича Макаренко. Несмотря на то, что современного педагога и Макаренко разделяют почти 100 лет, всё-таки возможно плодотворно интегрировать идеи Антона Семёновича в современную школу для воспитания в ребёнке самостоятельности и ответственности.

Советы и принципы великого педагога, которые пригодятся современному учителю, — в нашей статье.

Личность

Педагогика Макаренко была гуманистической — она утверждала ценность каждого ребёнка как личности, ставила цель проявить и развить его способности, но не была основана на излишней мягкости. Сам Макаренко часто говорил, что любовь должна быть требовательной. У каждого воспитанника должно было быть несколько самых интересных предметов или занятий, но одним интересом дело не могло ограничиться:

«Я утверждал также, что нельзя основывать всё воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребёнка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».

Личностное взаимодействие педагога и ученика, основанное на взаимоуважении, — база для воспитательного процесса. А уважение к педагогу, по Макаренко, основано на профессионализме и честности, на примере искренней заинтересованности учителя в своём деле:

«Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств».

Коллектив

Система Макаренко при его жизни была признана «несоветской», потому что воспитывала не человека-винтика в системе, а самостоятельную и мыслящую личность. Коллектив — не цель, а средство раскрытия способностей юного человека, которое учит его реализовывать свой потенциал, становиться самостоятельнее, ответственнее, а значит — более приспособленным ко взрослой жизни.

Важный постулат педагогической системы Антона Семёновича — принцип самоуправления коллектива, который учит детей находить компромисс, принимать решения и нести за них ответственность. Педагог задаёт тон, формирует атмосферу и ценности коллектива, и дети, объединённые этими ценностями, сами могут разрешать конфликты и противоречия (по крайней мере некоторые). Учителю остаётся направлять учеников и следить, чтобы отношения в коллективе оставались в рамках этики: никто не отменял проблему травли среди детей. Но травля возникает, когда есть доминирование и отношения подчинения. Буллинг в этом случае — инструмент, который позволяет «элите» группы справляться с любым непохожим индивидом. Можно предположить, что макаренковская идея о «ядре коллектива» может создать атмосферу, способствующую травле. Однако это не так. Антон Семёнович писал:

«…Каждый ребёнок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

В колонии Макаренко была введена обязательная ротация «командиров» — должность «старосты», как мы бы её сейчас назвали, можно было занимать только полгода.

Воспитание коллектива в современной школе — не пережиток ушедшего столетия, а возможность создать атмосферу защищённости в классе и помочь детям выстроить отношения поддержки и взаимопомощи.

Общее дело

В современных условиях трудовоспитание по Макаренко в чистом виде, конечно, невозможно. Но общее дело, которое способствует сплочённости коллектива, может быть любым — от спортивных, культурных, внеурочных и тематических мероприятий до волонтёрства. Главное, чтобы у каждого ребёнка была чётко определённая зона ответственности в общей деятельности.

Каждому ребёнку нравится, когда к нему относятся «как ко взрослому», но это отношение приносит не только статус и права, но и обязанности. Ребёнку легче выполнять эти обязанности, если он осознаёт свой вклад в общее дело, если он видит цель труда и его результат. Это меняет самосознание школьника и делает его более взрослым и самостоятельным.

Дисциплина и режим

Одна из основных и неизживаемых до конца проблем школы — дисциплина, а точнее, её недостаток. Антон Семёнович считал, что дисциплина — это нравственная категория, а не инструмент воздействия, результат, а не средство. Дисциплина в его системе не равна послушанию и не ограничивается им — это не только осознание, зачем и почему нужно что-то сделать, но и активное стремление сделать это хорошо, инициативность.

Режим же, по Макаренко, — «средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием». Основные свойства режима:

  • определённость — режим должен быть закреплён правилами, а ответственность за их соблюдение должна быть определена;
  • целесообразность — в правилах должны быть логика и смысл, понятные каждому ребёнку;
  • общность — правила работают для всех, а возможные исключения из них должны быть обоснованы.

Гроник Е.С., психолог

Опубликовано в :  Рекомендации психолога
Теги : 

URL этого поста: https://school2best.ru/uchitelyu-na-zametku/

Оставить комментарий